От супервизии до мета-видения

Об авторе

Сильвиана Каннио — MCC (с 2008 года), супервизор, асессор ICF. Сильвиана – один из пионеров коучинга в Бельгии. На её счету более 6000 часов коучинга. Сильвиана начала с того, что выбрала «коучинговый подход», работая с высшими руководителями (1994), проводя менторинги и обучая студентов в университете. В 2002 году она начала проводить индивидуальный коучинг для высших руководителей и тогда же продолжила работать в командном коучинге.Запустила свои первые группы супервизии в 2006-м, а после того как открыла для себя системную супервизию, предложенную Аланом Кардоном, усилила свои навыки супервизии с CSA. К данному моменту она провела супервизии и менторинги для сотен коучей в России и мире. В России Сильвиана обучает и проводит супервизию для коучей с 2012 года. Две её книги были переведены на русский язык. С 2019 года она проводит менторинги с коучинговым подходом через собственную компанию MentoringCo в Китае и во всём мире. В 2010 году Сильвиана была вице-президентом ICF, а с 2008 по 2010 гг. — участником Международного совета директоров ICF. В 2014 по 2016 гг Сильвиана входило в Региональный консультативный совет ICF в регионе EMEA. В настоящий момент она является асессором ICF и активным членом EMCC.




Коучи, как и психологи, нуждаются в супервизии: это их кокон, их пространство, куда они могут придти со своими вопросами, впечатлениями, чтобы очистить негативную энергию, которая иногда возникает в результате очень эмоционального коучинга и, прежде всего, чтобы почувствовать себя в сопровождении опытного профессионала, который прекрасно знает рамки процесса, заботится о них и позволяет им поддерживать или даже восстанавливать свою энергию. Единственное условие: доверяйте супервизору, который должным образом обучен этой дисциплине.


У нас отличная работа! Мы, коучи, помогаем людям стать счастливее, эффективнее в их профессии и жизни. Это повышает нашу энергию и заставляет нас чувствовать себя полезными. Однако со временем мы накапливаем много негативной энергии из-за вопросов и тем, которые нам приносят наши клиенты. Нам часто приходится иметь дело с сильными эмоциями, которые могут повлиять на нас и отнимают энергию. Мы сталкиваемся со сложными случаями, когда нашим клиентам приходится принимать важные для их жизни решения. Мы искренне хотим помочь им. И для коуча важно вовремя фиксировать момент, когда в процессе работы с клиентами происходит изменение нашего персонального состояния.

Я научилась это отслеживать: один из симптомов — я начинаю употреблять больше сахара. Это говорит мне о том, что пришло время дать себе пространство, чтобы восстановить моральный дух и энергию. Либо я могу сделать это самостоятельно — выйти на долгую прогулку с собакой или сделать перерыв. Если такой возможности нет, я быстро записываюсь на прием к моему супервизору.

Лично я звоню своему супервизору каждые шесть недель в тихие периоды, а иногда раз в две недели, когда у меня на повестке дня несколько сложных задач — индивидуальных или корпоративных.

note
Некоторые коучи, когда они перегружены эмоционально или энергетически, становятся более нервными, более нетерпеливыми. Некоторые не могут восстановиться после сложной сессии и буквально продолжают нести своего клиента на плечах еще долгое время после ее окончания. Другие чувствуют себя одинокими, когда сталкиваются с требованиями некоторых требовательных клиентов, испытывают трудности с установлением четких рамок перед лицом высоких требований и не в состоянии установить четкую границу между проблемой клиента и своей собственной. Кто-то чувствует себя непосредственно вовлеченным в историю своего клиента и бессознательно позиционирует себя как спасителей ситуации. Кому-то трудно держаться на расстоянии от своего клиента просто потому, что он ценит его на человеческом уровне и хочет сделать из него друга. А кто-то сталкивается с этическими проблемами: как сохранить конфиденциальность в некоторых случаях или как избежать попадания в ловушку конфликта интересов, и это только пара примеров из возможных этических проблем. Все эти вопросы необходимо "очищать" и решать системно.


Что такое супервизия? 

Зарегистрировавшись на сеанс супервизии к опытному супервизору, вы получите возможность мета-видения самого себя и того, как вы работаете как коуч: как впервые представились клиенту, как вели переговоры, в соответствии с истинной ценностью или нет, в вашу полную силу или нет, с четким сообщением или нет, и т.д. Кроме того, есть контракт, который мы заключили, принимая во внимание всех игроков. Обнаружили ли мы, например, психологические игры, связанные с отношениями между ними? Как мы проводим каждую сессию коучинга — индивидуально или в группе, какие инструменты мы используем, как управляем общей энергией, выходим ли мы с инициативой, какие сожаления у нас появляются, когда мы сталкиваемся с направлением, которое мы дали сессии, есть ли побочный эффект в конце сессии — мы получили или потеряли энергию? Важно помнить и о психологических играх, которые могут возникать между заинтересованными сторонами в процессе коучинга, и о многом другом.

Поясним, речь не о менторинге — он сосредоточен исключительно на развитии восьми компетенций коуча, ICF и/или EMCC. А супервизия занимается отношениями, которые устанавливаются между коучем и его клиентом, и связанными с ними механизмами.

Каждый раз, когда я выхожу из сеанса супервизии, я чувствую, что меня не только услышали и поняли, но ощущаю, что произошло необходимое мне обновление, очищение от любых негативных чувств, которые могли развиться, и я возвращаю себе полную силу, уверенность в своих способностях как коуча. Я также могу утверждать, что мои инвестиции времени, энергии и денег в супервизию приносят мне достаточно ощутимый доход.  

На российском рынке есть целый ряд супервизоров — как собственно российских, так и международных. Некоторые из них — представители "старой школы", частью которой я являюсь. Часто это МСС, которые используют всю свою подготовку за последние 10-20 лет, которая может включать или не включать в себя супервизорскую подготовку, их подтвержденный опыт в бизнес-коучинге и лайф-коучинге, сотни часов их личных супервизий, которое они получили от разных супервизоров. Все это позволило им создать свой собственный стиль проведения супервизий. А еще за ними — большая зрелость: как правило, им — 50, 60 и более лет. И они отличные супервизоры. Хотя многие из них, возможно, и не посещали ни одной школы по супервизии как таковой: они посещали несколько школ по разным стилям супервизии и смогли слить в единое целое свой опыт работы в качестве супервизора с глубоким обучением по разным профессиональным дисциплинам.
Появилось и целое новое поколение молодых коучей, которые очень быстро стали супервизорами, — с опытом практики от 2 до 5 лет. Однако я замечаю, что многие — и я говорю это без всякого осуждения — оказались на руководящей должности в результате рыночного спроса или желания помочь своим сверстникам, но имеют мало опыта, подготовки или зрелости в своей профессиональной и личной жизни.
К счастью, зрелость не обусловлена только возрастом, некоторые супервизоры из поколения молодых коучей смогли стать очень зрелыми людьми: жизнь дала им эту возможность, получить опыт и глубокое понимание людей в трудных жизненных обстоятельствах.



Специфическая профессия

Супервизия — это отдельная профессия, требующая трех видов знаний: (1) процесс коучинга, включая "подводные камни", присущие индивидуальным или корпоративным контрактам, (2) инструменты и множество дисциплин, используемых в коучинге, и их контекст, (3) психологические процессы, лежащие в основе любых коучинговых отношений.

Несмотря на то, что большинство коучей были обучены первым двум видам знаний, очень немногие осознают какие  психологических процессы и игры происходят во время сессий коучинга — именно их я называю "вызовами коуча". К ним относятся, например, включение коуча, без осознавания им самим этого, в систему индивидуальных или корпоративных взаимоотношений клиента, возникновение параллельных процессов между историей клиента и историей коуча, а также ряд более тонких психологических процессов — стратегем, переноса и контрпереноса, которые не всегда легко понять. Они с завидным постоянством коварно возникают во время процесса коучинга. 

Эти темы не включены в традиционное обучение коучингу, или включены в минимальном объеме. Однако это как раз и является целью серьезного обучения супервизии. 
Обучение супервизии предполагает системный и онтологический подход: занимается всеми онтологическими уровнями — от физического тела (энергии, здоровья) коуча до психического (морального), эмоционального (не позволять себе оказаться под влиянием проблемы или личности клиента) и духовного (для кого, с какой целью, какое высшее измерение привнести в свое действие, какой смысл придать ему, как "быть" и не только "делать"), включает анализ процессов, которые происходят в бизнесе, и психологических процессов, системное видение ситуаций, интервенций – через призму разных подходов в супервизии. Тогда такое обучение супервизии может претендовать на полноту.

Я горжусь тем, что лично принимала участие в подготовке и супервизии сотен коучей по всему миру, включая страны СНГ. Время перейти на следующий уровень и убедиться, что коучи получают хорошую поддержку в своем развитии. В конце концов, речь идет не о супервизии, а о мета-видении  ежедневной практики коуча.



Прям сейчас идет набор на "Международную программы подготовки супервизоров для коучей". Это уникальный проект, созданный коллаборацией ICP Centre и ACSM. Цель — дать возможность как можно большему количеству русскоязычных коучей стать высокопрофессиональными супервизорами, обеспечив им основные стандарты и безопасную среду, которых заслуживает коучинг в России и мире. Программа соответствует профессиональным стандартам для супервизоров и менторов в коучинге ICF и EMCC. Ждем ваши заявки на участие!
Нет комментариев
Комментарий
Как вас зовут?
Эл. почта